Услуги Знаки Вакансии Лицензии Контакты

Декларирование

ГлавнаяУслугиДекларирование

Декларирование

     До 1 мая 2010 года согласно Федеральному закону №123 «Технический регламент о пожарной безопасности» государственный пожарный надзор МЧС России выполнял функции по приему деклараций пожарной безопасности. Сам закон вступил в силу ровно год назад, 1 мая 2009 года.

     С момента образования отечественной пожарной охраны ее основная задача остается неизменной – это защита жизней и имущества граждан Российской Федерации от огня. Однако сам по себе ответственный подход к выполнению оперативных задач подразделениями пожарной охраны не может в корне решить вопрос обеспечения пожарной безопасности. Только в комплексе с превентивными мерами – профессионально организованной работой по предупреждению пожаров – можно добиться снижения гибели людей при пожарах.
 
     В июле 2008 года требования пожарной безопасности Указом Президента РФ были возведены в ранг федерального закона. Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по всем субъектам РФ с предпринимателями и органами местного самоуправления в течение 2009 года была проведена широкомасштабная разъяснительная кампания. Закон широко обсуждался общественностью, множество материалов по данной теме было опубликовано в средствах массовой информации. Также множество вопросов поступало непосредственно в органы Государственного пожарного надзора МЧС России. Большинство вопросов касались декларации пожарной безопасности.
 
     Статья 64 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» узаконила инновационный подход к обеспечению пожарной безопасности в России, а именно личную ответственность собственника предприятия за жизни его подчиненных и сохранность имущества. Это стало возможным благодаря предоставленной государством возможности собственнику самостоятельно декларировать пожарные риски на своем предприятии.

     Декларирование – отнюдь не новая форма для отечественного законодательства. Но в сфере пожарной безопасности это требование, действительно, вводится впервые. До этого требование предоставления декларации промышленной безопасности действовало исключительно на крупных, потенциально опасных производственных объектах.
     Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте. При декларировании собственник может самостоятельно оценить, насколько его производство, применяемые технологии безопасны для персонала и окружающих.
 
     Декларация включает в себя либо перечень нормативных документов по пожарной безопасности, требования которых собственник объекта обязуется выполнять, либо расчеты пожарных рисков и перечень мероприятий, обеспечивающих допустимый уровень рисков, установленный техническим регламентом.
 
     Согласно 64-й статье «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» декларация разрабатывается для тех объектов защиты, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение государственной экспертизы проектной документации. Также декларирование необходимо для объектов класса пожарной опасности Ф 1.1. К ним относятся школьные, дошкольные, лечебные учреждения, объекты здравоохранения, специализированные дома престарелых и инвалидов, больницы, спальные корпуса школ-интернатов.
    
       Важно отметить, что при составлении декларации на существующие здания и сооружения в большинстве случаев расчет пожарного риска не требуется. В декларации по подавляющему большинству объектов указывается, что конкретный объект, конкретное сооружение соответствует определенным СНиПам, нормам пожарной безопасности, а также ГОСТам, и согласно им выполняются все требования. Если какие-то требования не выполнены – это отмечается в документе. Как правило, должностное лицо или собственник прекрасно знает, что не сделано, потому что все эти объекты в той или иной степени проверялись органами Государственного пожарного надзора. В декларации указываются данные недостатки, а также сроки, когда они будут устранены.

     В соответствии с действующим техническим регламентом пожарная безопасность объекта считается обеспеченной в двух случаях: или в полном объеме выполняются обязательные требования пожарной безопасности, а пожарный риск не превышает установленных регламентом допустимых значений; или обеспечиваются допустимые значения пожарного риска, установленные техническим регламентом. Если же обязательные требования пожарной безопасности, установленные техническим регламентом, выполнены в полной мере, расчет пожарного риска не требуется.
 
     Таким образом, сам собственник, а не инспектор ГПН, как было раньше, выбирает и соответственно реализует способ обеспечения пожарной безопасности на объекте.

На настоящий момент существует две методики определения расчетных величин пожарного риска:

■ для зданий, сооружений и строений различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденная приказом МЧС России от 30 июня 2009 года № 382 и зарегистрированная в Минюсте России 6 августа 2009 года, регистрационный № 14486;
■ для производственных объектов, утвержденная приказом МЧС России от 10 июля 2009 года №404 и зарегистрированная в Минюсте России 17 августа 2009 года, регистрационный №14541.
 
     Хотелось бы обратить внимание, что подача декларации носит уведомительный характер, ее можно даже направить по почте, каких-либо согласований в органах государственного пожарного надзора МЧС России не требуется. Таким образом, нормы, изложенные в декларации, не подлежат проверке при подаче документа.
     Прежде всего, декларация направлена на то, чтобы собственник сам разобрался, что такое пожарная безопасность объекта, какие требования должны соблюдаться конкретно на его объекте
     Действовавшие до вступления в силу ФЗ №123 нормы и правила пожарной безопасности были, как помнят предприниматели, излишне усложнены – разобраться в них мог только специалист в области пожарной безопасности. Сегодня объединивший все противопожарные нормы РФ единый законодательный стандарт позволяет легко понять систему расчетов и оценки пожарных рисков.
 
     Кроме этого, регламент призван устранить избыточные административные барьеры в области пожарной безопасности. В условиях, когда необходима поддержка развития малого и среднего предпринимательства, это представляется актуальным.
     Также «Технический регламент о пожарной безопасности» установил минимально необходимые требования пожарной безопасности к различным видам продукции. ФЗ №123 законодательно закрепил внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности в результате использования механизмов оценки пожарного риска, а также добровольного противопожарного страхования, при котором страхуется имущественная ответственность перед третьими лицами.
 
     Вместе с тем устранение административных и технических барьеров не означает снижения ответственности в области пожарной безопасности владельцев объектов. Естественно, собственник будет нести административную ответственность за непредставление декларации, неполноту и недостоверность содержащихся в ней сведений.

     До вступления в силу данного Технического регламента (1 мая 2009 года) вопросы пожарной безопасности регулировались отдельными нормативными правовыми актами, СНиПами, инструкциями, ГОСТами – документами, за невыполнение положений которых руководители предприятий, должностные лица несли ответственность в рамках Кодекса об административных правонарушениях. За невыполнение требований пожарной безопасности, которые изложены в действующем Техническом регламенте, может последовать наказание в рамках уголовного законодательства.
 
      Подача декларации носит уведомительный характер, ее можно даже направить по почте, каких-либо согласований в органах Государственного пожарного надзора МЧС России не требуется
 
      Подобное нововведение на фоне увеличения административных штрафов не только стимулирует собственников внимательно изучать и неукоснительно соблюдать противопожарные требования, но и благотворно сказывается на организации рабочего времени конкретного сотрудника Государственного противопожарного надзора.
 
      Так, внимание с предприятий малого и среднего бизнеса инспектор ГПН переключает на обеспечение противопожарной безопасности социально значимых учреждений, зданий с массовым пребыванием людей, объектов, особо важных для национальной безопасности. Таким образом, под контролем органов Государственного пожарного надзора остаются крупные промышленные предприятия, учебные заведения, больницы, дома старости, интернаты, досуговые заведения. 

     Только осознавая ответственность на каждой ступени обеспечения пожарной безопасности, все ее участники смогут добиться положительного результата: сохранить человеческие жизни и имущество.